Главная

 

О театре сегодня.


          Сегодня, когда общество встало перед проблемой разобщенности людей, невосприимчивостью, стремлением закрыться в «личной зоне», уйти «в вакуум», театр стал выполнять функции, ранее не имеющие такого значения. Театр – особый вид творчества. Он не мыслим без общности людей, без соборности. Театр творит из живой души (души актера) и для живой души (души зрителя). Только встреча этих душ и рождает спектакль. Театр, предлагающий разговор души с душой, как никогда актуален именно сегодня, когда живое человеческое общение всё более и более вытесняется общением в социальных сетях, где люди не столько общаются теплотой сердца, сколько часто просто навязывают свою личную жизнь другим.    

                                                                                            
          Театр – всегда провокация! По крайней мере, должен являться таковой. Спектакль –  всегда эксперимент, исследовательская работа, лабораторный опыт! Это приглашение к размышлению. Театр – не место, где излагаются традиционные сюжеты, а спектакль – не иллюстрация текста пьесы и не реконструкция старинного быта и нравов.  Имитация жизни на сцене убивает театр, т.к. театр и есть сама жизнь, наполненная реальными эмоциями, реальной энергией. Это физическое явление. Контакт между людьми, взаимодействие зрителей с актёрами. Это вид искусства. Даже самодеятельный театр обязан претендовать на долю искусства и приводить зрителя к очень личному, живому восприятию увиденного, иначе он обречён на обезличивание и ненужность. Тогда зачем всё?


          Почему же так часто в постановках классиков возникает такая чудовищная фальшь, где царит скука, лубок, нудность бытовых подробностей и вековая пыль? Ведь человек, пришедший на спектакль должен понять что-то о себе, о нас, о нашем времени! А совсем не о времени действия пьесы. Но это совершенно не означает, что надо «осовременивать» спектакль костюмами или другими внешними элементами. Герои должны не одеваться, а существовать современно! Их внутренний мир должен соотноситься с нашим, должен быть нам близок, понятен. У них должно быть наше чувство правды. Необходимо взглянуть на образы пьесы «через очки с оптикой 21 века», как бы «зарифмовать» пьесу с современностью, перевести на поэтический язык нашего века.


          А у современности, безусловно, есть своя поэтика. Очень образная, очень метафоричная, очень сильная и очень многомерная. Современность отнюдь не бедна; правда, с ускоренным ритмом жизни и раздробленным, нецелостным, осколочным восприятием мира (т.к. сейчас вход в мир осуществляется через интернет). Но это и надо учитывать! Глупо и неинтересно оставлять в спектакле темп, ритм и восприятие, свойственное людям 19 века.


Театр – не музей, а живой разговор с душой.